Национальный общественный центр
безопасности движения

Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО

29 марта 2014, Суббота

Автовладельцы, страховые компании и пешеходы считают, что законопроект1 о внесении изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Законопроект) нужно дорабатывать, однако поправки к нему они предлагают разные. Соответствующие предложения обсуждались в ходе круглого стола на тему: «Новое ОСАГО: обратный отсчет», состоявшего 26 марта в РИА Новости. Актуальность обсуждения связана с тем, что Президент РФ поручил Правительству РФ и Банку России в срок до 1 июня проработать поправки к документу.

osago200

Напомним, в настоящее время Законопроект находится на рассмотрении Госдумы, 19 апреля 2013 года он был принят в первом чтении. Документ, в частности, предусматривает:

  • увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего – со 160 до 500 тыс. руб., а также его имуществу – до 400 тыс. руб.;
  • возможность выбора потерпевшим способа возмещения вреда, причиненного его имуществу: в натуральной форме (путем выдачи направления на ремонт) либо в денежной форме;
  • увеличение максимального размера страховой выплаты по так называемому Европротоколу (когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудников Госавтоинспекции) в два раза – до 50 тыс. руб.;
  • установление минимальных и максимальных размеров страховых тарифов;
  • обязательное прямое возмещение ущерба в ряде случаев, то есть обращение потерпевшего за выплатой именно к той страховой компании, которая застраховала его ответственность;
  • запрет на применение к отношениям по обязательному автострахованию норм законодательства о защите прав потребителей.

В ходе круглого стола начальник Управления методологии страхования Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов отметил, что для увеличения страховых сумм необходимо повысить страховые тарифы, иначе страховщики будут нести крупные убытки. Сократить споры относительно размера причиненного ущерба, по его мнению, поможет единая методика его оценки. РСА уже разрабатывает такую методику, которая впоследствии должна быть утверждена Банком России. В настоящее время сумма возмещения часто зависит от того, насколько точно эксперт оценил ущерб. В отсутствие единых методов оценки разные эксперты считают его по-разному, поэтому в Законопроекте обязательно нужно предусмотреть положение об указанной единой методике, считает Порватов.

Кроме того, РСА предлагает развивать систему прямого возмещения убытков, поскольку такая форма возмещения отличается высоким качеством – страховщику невыгодно затягивать сроки выплаты, так как это может обернуться для него потерей клиентов. Однако ситуация, когда потерпевший может выбирать: обратиться ему в свою страховую компанию или в страховую компанию причинителя вреда, приводит к тому, что некоторые страховщики занимаются «селекцией» убытков – выплачивают компенсацию только за мелкие убытки, а для возмещения крупных направляют потерпевшего по традиционной схеме, отметил Михаил Порватов. Также он подчеркнул, что необходимо закрепить обязанность потерпевшего обращаться к страховщику до суда, поскольку сейчас нередко складывается ситуация, когда потерпевший обратился за выплатой компенсации сразу в суд, а страховщик даже не осведомлен о факте ДТП.

РСА также считает, что Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» может распространяться на отношения по ОСАГО, но не во всех случаях, а только тогда, когда страховщик в установленные сроки не осуществил выплату или вообще отказал в выплате компенсации. Говоря о перспективе установления максимальных и минимальных размеров страховых тарифов, Михаил Порватов отметил, что предоставление страховщикам права понижать тарифы приведет к необоснованному демпингу и массовому банкротству страховых компаний. В связи с этим он предложил устанавливать минимальный размер тарифов с возможностью их повышения страховщиками. Кроме того, он считает, что вопрос о повышении тарифов не нужно выносить на общественное обсуждение.

«Поскольку я знаю, что такое актуарные расчеты, я считаю, что актуарные расчеты – это сугубо специфическая вещь. Тарифные исследования, которые мы проводим ежегодно – это многостраничный документ. Но вот сегодня мы услышали, что нет понимания: что такое резервы, а там еще есть такие интересные вещи, как треугольники развития и т. д., которые неспециалист просто не знает. Актуарные расчеты – это высшая страховая математика. Я считаю, что в обсуждении таких специфических вещей должны принимать участие профессионалы, которые разбираются в том, что там написано. Такие профессионалы у нас есть. Это, в частности, актуарии страховых организаций, которые многие годы занимаются актуарными расчетами и, безусловно, разбираются в этих вещах», – заявил Порватов.

Однако руководитель Федерации Автомобилистов России Сергей Канаев с представителем РСА категорически не согласен – он настаивает на том, что закон о защите прав потребителей должен распространяться на все отношения по ОСАГО, и считает, что страховые тарифы повышаться не должны.

Представитель еще одной стороны участников дорожного движения – руководитель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов – отметил, что Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) практически не работает в отношении компенсаций за вред жизни и здоровью – такие выплаты составляют от 0,1 до 0,5% от суммарных выплат по имущественному вреду. Это связано, в частности, с тем, что после ДТП граждане не имеют возможности собирать необходимые документы для получения компенсации. Поэтому «Союз пешеходов» поддерживает введение предварительных выплат на основании специальной таблицы, определяющей величину возмещения за конкретные травмы. В этом случае не нужно будет подтверждать затраты на лечение – необходимыми будут только справка Госавтоинспекции, подтверждающая факт ДТП, и справка из больницы о полученных травмах. Кроме того, предлагается закрепить сроки подачи этих документов и сроки их рассмотрения.

ЦИТАТА

Руслан Гаттаров, Советник Председателя Совета Федерации по вопросам информатизации
Владимир Соколов, руководитель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»:

«На сегодняшний день у меня нет уверенности, что все пройдет так, как мы предложили. Дело в том, что в конце февраля правительство наконец-то дало свои поправки в закон об ОСАГО, которых не было на этапе ноябрьских парламентских слушаний. И в этих поправках я вдруг вижу, что вместо таблиц страховых выплат, с которыми мы уже как-то согласились, хотя они не очень высокие, правительство предлагает ввести нормативы, утверждаемые правительством, которых еще физически нет».

Также Владимир Соколов обратил внимание на тот факт, что суммы компенсаций за вред, причиненный здоровью пассажиров общественного транспорта в четыре раза больше, чем выплаты за вред здоровью по ОСАГО (2 млн руб. и 500 тыс. руб. соответственно). Представители «Союза пешеходов» считают, что компенсация последним должна быть увеличена, и в связи с этим они обратились в ЦБ РФ с просьбой рассчитать, насколько в случае соответствующего увеличения повысится стоимость полиса.

Еще один важный момент, обозначенный Владимиром Соколовым, – категории граждан, которые могут получить компенсацию. По установленным правилам вред жизни и здоровью компенсируется тем, кто не виновен в ДТП. Также определено, что обратиться за такой компенсацией могут родители пострадавшего. «Союз пешеходов» предлагает наделить правом на представление интересов потерпевшего в суде и страховой компании (без доверенности) его супруга (супругу) и детей.

Руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин в свою очередь отметил, что на рынке ОСАГО наблюдается кризис. Однако, по его мнению, рассматриваемый законопроект не создаст условий для улучшения ситуации.

ЦИТАТА

Руслан Гаттаров, Советник Председателя Совета Федерации по вопросам информатизации
Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

«Те изменения, которые предлагаются в закон об ОСАГО, они направлены на то, чтобы поддержать сверхприбыль страховых компаний, узаконить те занижения выплат, которые существовали все это время, и они не идут на пользу рынка, они только предполагают, что у нас институт страхования будет полностью дискредитирован. Что же касается общественных организаций, то, мне кажется, мы сейчас, по сути, выступаем как некая ширма, за которой решает вопросы крупный бизнес, к нашему мнению никто не прислушивается…

Прямое урегулирование – это то, за что мы можем зацепиться, потому что это то, что поможет страховым компаниям стать более клиентоориентированными, и, может быть, это приведет к либерализации рынка, когда человек будет понимать: я лучше заплачу за ОСАГО чуть больше, потому что потом я приду в свою компанию и буду урегулировать убыток там. Но, к сожалению, это единственное, что сейчас я вижу как позитивное изменение».

В заключение данные о том, каких изменений в области ОСАГО ждет общество, представил заместитель руководителя отдела социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. Недавно проведенный центром масштабный опрос населения показал, что упрощение процедуры получения компенсаций по ОСАГО поддерживают 92% граждан, отмену учета амортизации при расчете этих выплат – 75%, возможность оформлять полис без привязки к автомобилю – 74%, возможность оформлять полис через Интернет – 75%. При этом увеличение стоимости полиса, как считают многие опрошенные, должно сопровождаться предоставлением каких-либо дополнительных услуг, например возможностью выбора вида компенсации или увеличенной максимальной суммой выплат.

В завершение отметим, что Правительство РФ вчера обнародовало блок поправок к Законопроекту. Они, в частности, предусматривают:

  • введение обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка, а также ограничение передачи (продажи) права требования страховой выплаты;
  • уточнение положений Законопроекта, касающихся организации страхового возмещения в натуральной форме, возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора обязательного страхования, а также информационного обеспечения ОСАГО;
  • наделение ЦБ РФ полномочиями по утверждению совместно с Минтрансом России единой методики определения размера восстановительных расходов и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

Источник: http://www.garant.ru/news/533456/

Комментирование закрыто.