Национальный общественный центр
безопасности движения

Так ли убыточна «автогражданка»?

12 апреля 2014, Суббота

b_d67738dc0a8d4d0f2243ae2924ff68e8
Фото: russianlook.com

Страховые компании предпочитают покрывать свои издержки за счет автовладельцев

Плохие новости для автомобилистов: Центробанк уже объявил о возможном повышении тарифов по обязательному автострахованию до 25% в трех десятках регионов, но страховщики просят 50%. Это значит, что базовая цена полиса ОСАГО вырастет с нынешних 1980 рублей до 2970 рублей. Верховный суд предложил оплачивать по ОСАГО утрату товарной стоимости автомобиля и не учитывать при расчетах износ деталей. В ответ страховые компании потребовали вывести ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей».

Недовольны все: автовладельцы жалуются на никудышный сервис ОСАГО, страховщики — на растущие расходы. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2012 году за январь — июнь компании получили от этого вида страхования 56,7 млрд рублей страховых премий, а выплатили по страховым случаям 27,6 млрд рублей — соотношение более чем хорошее. Но, как утверждает ВСС, в прошлом году рентабельность начала стремительно падать.

Причины разные. Например, долги автовладельцев перед страховыми компаниями выросли до 15,5 млрд рублей — из-за того, что лимита страхового полиса зачастую не хватает для покрытия ущерба после ДТП. Но ведь при заключении договоров ОСАГО клиентам даже не рассказывают о подводных камнях дешевого полиса «автогражданки». Хотя ситуацию легко могли бы поправить добровольные расширения стандартных полисов ОСАГО.

Не занимаются страховщики и взысканием своих убытков с местных властей и дорожных служб, хотя даже по официальной статистике ГИБДД 20% автоаварий происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог. В минувшем, 2013 году из-за этого в стране произошло более 50 тысяч серьезных ДТП — с человеческими жертвами и большим материальным ущербом. И так далее.

Но страховые компании предпочитают покрывать свои издержки за счет автовладельцев и жаловаться на растущую убыточность бизнеса ОСАГО. «Росгосстрах», на долю которого приходится около 40% договоров, уже заявил о намерении сократить по этой причине объемы продаж «автогражданки» в 28 российских регионах. Это уже похоже на шантаж.

Так ли убыточна «автогражданка»? Это тайна, покрытая мраком. В январе президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, председатель совета Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков, президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ написали главе ЦБ письмо, где предлагают обязать страховщиков публиковать на своих сайтах событийную статистику по ОСАГО. «Доступность такой статистики раз и навсегда снимет всякие вопросы в отношении тарифов по данному виду страхования», — говорится в письме. Результат нулевой: страховщики выступают категорически против, ссылаясь на коммерческую тайну.

Сегодня проблемой автострахования занимается «большая троица»: Госдума, Центральный банк и Всероссийский союз страховщиков. Не хватает четвертого и главного заинтересованного лица — полномочного представителя российских автовладельцев, которые платят за все и за всех. Может быть, пора их тоже послушать?

Источник: http://www.trud.ru/article/11-04-2014/1310795_tak_li_ubytochna_avtograzhdanka.html

Комментирование закрыто.