Национальный общественный центр
безопасности движения

Десятилетие безопасности

«Всемирная организация здравоохранения» и «Организация объединенных наций» объявили о проведении с 11 мая 2011 года Десятилетия повышения безопасности дорожного движения. 7 апреля Федерация Автовладельцев России была включена в данную программу и получила статус национального партнёра!

11 мая десятки стран во всем мире приступили к проведению первого глобального Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов. Правительства разных стран – от Новой Зеландии до Мексики и от Российской Федерации до Южной Африки – полны решимости предпринять новые шаги для спасения жизни людей на дорогах. Десятилетие предназначается для предупреждения случаев смерти и травм в результате дорожно-транспортных аварий, которые, по прогнозам экспертов, к 2020 году ежегодно будут уносить жизни 1,9 миллиона человек.

В ознаменование начала Десятилетия, помимо Правительства России, правительства таких стран, как Англия, Австрия, Австралия, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Кувейт, Малайзия, Мексика, Нигер, Нигерия, США, Словения, Узбекистан, Филиппины, Шри-Ланка и Эфиопия, проведут широко освещаемые мероприятия и выпустят национальные планы для повышения безопасности. На некоторых национальных архитектурных памятниках будет воспроизводиться светящийся «знак» безопасности дорожного движения, новый символ Десятилетия. Среди этих архитектурных памятников – Таймс-сквер в Нью-Йорке, статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро, Трафальгарская площадь в Лондоне и фонтан в Женеве.

На данный момент в мире ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несёт ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки стран, а также контроль над ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики её изменения.

Что касается участия «Федерации Автовладельцев России», основная заявленная тема участия в программе ВОЗ и ООН – «Детская безопасность», которая полностью совпадает с теми приоритетными направлениями, по которым и работает Федерация Автовладельцев России. Это проекты «За равенство и безопасность», «Безопасность – дело каждого!», проекты «Здоровые дети – сегодня, здоровая Россия – завтра!», «Реабилитация детей после ДТП и профилактика детского травматизма», которые успешно стартовали в 2010г.

Первые совместные мероприятия ВОЗ и ООН с нашими структурами были проведены 11 мая 2011г. в г. Москва и г. Коломна.

Решение растущей проблемы здоровья и развития

Сегодня большинство стран и местных сообществ принимают меры, необходимые для спасения человеческих жизней на наших улицах и автомагистралях. Дорожно-транспортные аварии представляют растущую проблему в области здравоохранения и развития, затрагивающую все страны, и это Десятилетие обеспечивает основы для усиления ответных мер.

Травмы в результате дорожно-транспортных аварий стали основной причиной смерти молодых людей в возрасте 15-30 лет. Ежегодно на дорогах мира умирает почти 1,3 миллиона человек, что делает дорожно-транспортные аварии девятой по значимости причиной смертности в мире. Помимо этих случаев гибели, дорожные аварии ежегодно приводят к 20-50 миллионам не смертельных травм. Экстренная медицинская помощь и другие службы поддержки людей, пострадавших в дорожно-транспортных авариях, не соответствуют надлежащему уровню. Такие предотвратимые травмы являются чрезмерной нагрузкой для уже перегруженных служб здравоохранения.

Никто из нас не должен сталкиваться с горем и опустошением, связанными с дорожно-транспортными авариями. Благодаря действиям, изложенным в Глобальном плане действий Десятилетия, огромному количеству людей будет оказана помощь, а многие люди будут избавлены от страданий.


В Глобальном плане сформулированы меры по улучшению безопасности дорог и транспортных средств; совершенствованию служб по оказанию экстренной медицинской помощи; созданию общего управления безопасностью дорожного движения. План призывает к совершенствованию законодательства и обеспечению использования шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств, а также к предотвращению управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии и превышения скорости. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты, в общей сложности, представляют почти половину людей, погибающих на дорогах мира. На протяжении нескольких последних десятилетий основной прогресс был достигнут в области защиты водителей и пассажиров машин. Глобальный план предлагает меры, направленные на защиту этих уязвимых групп, такие как: выделение велосипедных дорожек, тротуаров для пешеходов и доступа к безопасному общественному транспорту.

Целью Десятилетия является также привлечение донорского финансирования к решению этой проблемы. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг уже обязался выделить 125 миллионов долларов США на поддержку безопасности дорожного движения в странах с низким и средним уровнем дохода. На сегодняшний день это самое крупное отдельное пожертвование на обеспечение безопасности дорожного движения. Но изыскиваются и другие инновационные механизмы финансирования. Так, например, на основе схемы добровольного «отказа от участия», действующей в рамках секторов автомобильной промышленности, согласно которой с каждой проданной новой машины можно отчислять 2 доллара США в фонд поддержки безопасности дорожного движения в развивающихся странах, можно было бы получать, по меньшей мере, 140 миллионов долларов США в год.

10 фактов о глобальной дорожной безопасности:

1. Глобальная проблема

Более 90% всех случаев смерти в результате дорожных аварий происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, в то время как на эти страны приходится лишь 48% зарегистрированных транспортных средств в мире.

2. Высокая доля уязвимых пользователей дорог

Среди пешеходов, велосипедистов, а также водителей моторизованных двухколесных транспортных средств и их пассажиров (в целом, известных как «уязвимые пользователи дорог») происходит около 46% всех случаев гибели в результате дорожно-транспортных аварий в мире. В странах с низким уровнем дохода эта доля выше, чем в странах с высоким уровнем дохода.

3. Скорость

Контроль за скоростью является одним из главных способов уменьшения числа травм в результате дорожно-транспортных аварий, особенно среди пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Необходимые меры для снижения скорости в городских районах, такие, как, например, создание зон ограничения скорости, приняты менее, чем в одной трети стран.

4. Употребление алкоголя и вождение

Вождение в нетрезвом состоянии повышает риск аварий, которые могут привести к смерти или серьезным травмам. По рекомендациям ВОЗ, уровень содержания алкоголя в крови взрослых водителей не должен превышать 0,05 грамма на децилитр (г/дл). Менее половины стран имеют законы, устанавливающие такой предельный уровень для водителей.

5. Использование шлемов

Ношение шлемов надлежащего качества может снизить риск смерти в результате дорожных аварий почти на 40%, а риск тяжелых травм — более чем на 70%. Только 40% стран имеют законы, регулирующие использование мотоциклетных шлемов как водителями, так и пассажирами, а также их соответствие стандартам качества.

6. Использование ремней безопасности

Использование ремней безопасности снижает риск смерти среди пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 40-65% и может снижать риск смерти пассажиров, занимающих заднее сидение, на 25-75%. Лишь в 57% стран требуется использование пассажирами ремней безопасности как на передних, так и на задних сидениях машин.

7. Использование детских удерживающих устройств

Использование детских удерживающих устройств (сидений для детей грудного возраста, детских сидений и дополнительных подушек сидения) может уменьшить число случаев смерти детей в результате аварий на 54-80%. Менее половины всех стран имеют законы, требующие использование детских удерживающих устройств в машинах.

8. Первая помощь

Благодаря быстрой высококачественной первой помощи можно спасти многих людей, получивших травмы в дорожно-транспортных авариях. Около 76% стран имеют системы первой помощи, начиная с систем, укомплектованных высококвалифицированным персоналом, и кончая системами, опирающимися на помощь случайных свидетелей. В мире существует около 90 различных телефонных номеров доступа к скорой помощи, которые необходимо преобразовать в один глобальный номер или несколько региональных номеров.

9. Возможности для прогресса

Травмы в результате дорожно-транспортных аварий предотвратимы. За последние десятилетия некоторые страны, в основном страны с высоким уровнем дохода, добились значительного прогресса в снижении показателей смертности в результате дорожно-транспортных аварий. Но для дальнейшего снижения этих показателей нужно сделать еще больше.

10. Пришло время действовать

По прогнозам, к 2030 г. травмы в результате дорожно-транспортных аварий станут пятой по значимости причиной смерти и будут приводить к 2,4 миллиона случаев гибели людей в год. В основе этого прогноза лежит динамика числа случаев смертности в результате дорожно-транспортных аварий и уменьшение числа случаев смерти из-за других проблем здоровья.

10 фактов о гибели молодежи и
безопасности дорожного движения

Факт 1

Ежедневно в дорожно-транспортных авариях погибает более 1000 детей и молодых людей в возрасте до 25 лет. Дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти людей в возрасте 10-24 лет.

Факт 2

В странах с низким и средним уровнем дохода большинство молодых людей, погибающих или получающих травмы в дорожных авариях, являются пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами или пользователями общественного транспорта. В странах с высоким уровнем дохода молодыми жертвами преимущественно являются начинающие водители.

Факт 3

При строительстве дорог и планировании инициатив в области безопасности дорожного движения лица, определяющие политику, должны учитывать уязвимость детей, их относительную неопытность, отличия в развитии, а также их потребности в играх и безопасном передвижении.

Факт 4

Только превышение скорости, наиболее распространенное среди молодых водителей мужского пола нарушение правил дорожного движения, является причиной одной трети всех дорожно-транспортных аварий. Системы водительских прав с дифференцированным статусом запрещают начинающим водителям передвигаться по скоростным дорогам.

Факт 5

Риск аварии для неопытных молодых водителей, у которых содержание алкоголя в крови превышает 0,5 г/дл, в 2,5 раза выше, чем у более старших и опытных водителей. Необходимо установить соответствующие допустимые пределы содержания алкоголя в крови для начинающих водителей и обеспечивать их соблюдение.

Факт 6

Ношение шлема является самым эффективным способом снижения числа черепных травм и случаев гибели в результате мотоциклетных аварий. Необходимо способствовать тому, чтобы дети, катающиеся на велосипедах, также надевали шлемы.

Факт 7

Правильно используемые ремни безопасности снижают риск смерти в случае аварии на 61%. Кампании по пропаганде обязательного использования ремней безопасности должны быть направлены на молодых водителей и пассажиров, которые в меньшей степени склонны пристёгиваться ремнями.

Факт 8

Благодаря обязательному использованию детских удерживающих устройств детскую смертность можно снизить на 35%. Детей необходимо размещать в устройствах, соответствующих их возрасту и весу.

Факт 9

Пешеходы и велосипедисты бывают трудно различимы на дорогах, особенно ночью. Ношение яркой или светоотражающей одежды делает их более заметными и способствует предотвращению аварий.

Факт 10

Дети отличаются от взрослых с физической, психологической и физиологической точки зрения. Качество и тип помощи, которую они получают, будут иметь воздействие на их общее восстановление после аварии и их способность жить в качестве полноценных членов своих сообществ.

Мы призываем все российские учреждения, организации гражданского общества, фирмы, лидеров автомобильных сообществ и наших региональных представителей «ФАР» сделать так, чтобы это Десятилетие увенчалось реальными успехами. В качестве шага в этом направлении представительствам «ФАР» следует обнародовать свои региональные планы по осуществлению деятельности в рамках Десятилетия.

С уважением, Координационный Совет Федерации Автовладельцев России


Подборка практических рекомендаций
для организаторов стартовых мероприятий:

Настоящая «подборка практических рекомендаций для организаторов» призвана служить руководством, облегчающим планирование мероприятий, приуроченных к официальному старту 11 мая 2011 г. и последующим ежегодным мероприятиям Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов. Здесь приводятся идеи проведения стартовых мероприятий, а также описание того, из чего складывается идеальный официальный старт. Также сообщается, какую поддержку может оказать «Сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения».

Идеи для проведения стартовых мероприятий

При планировании какого-либо стартового мероприятия важно помнить, что оно не является самоцелью, а должно знаменовать начало серии действий, которые учреждение или организация планируют осуществлять на протяжении Десятилетия. Важно, чтобы группы придерживались стратегического подхода в планировании своих действий, с тем чтобы последние привели к конкретным и поддающимся измерению результатам, которые в конечном счёте спасут жизни.

11 мая 2011 г. мероприятия, приуроченные к старту Десятилетия, прошли во многих формах. Помимо правительств, такие группы, как международные учреждения, организации гражданского общества, школы, больницы, ассоциации автолюбителей, частные фирмы и другие призываются к участию в организации и спонсировании собственных мероприятий, приуроченных к началу Десятилетия. Помимо идеального стартового мероприятия, можно рассмотреть другие инициативы:

Со стороны лиц, планирующих мероприятия:

  • вынесение новых обращений и законопроектов в дорожной сфере;
  • проведение акций в поддержку пользования ремнями безопасности и ношения шлемов и за предотвращение управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, превышения скорости и невнимательного управления транспортными средствами;
  • публикация результатов новых исследований по конкретным аспектам безопасности дорожного движения;
  • создание или анонсирование новых проектов в области безопасности дорожного движения;
  • выпуск брошюры или рекламного листка с важными региональными или местными данными по безопасности дорожного движения;
  • кампании рассылки писем или петиций в адрес лиц, формулирующих политику;
  • демонстрации, ярмарки, шествия или аналогичные события;
  • благотворительные спортивные мероприятия;
  • благотворительные концерты;
  • демонстрации, посвященные оказанию первой помощи;
  • дни открытых дверей в кабинетах неотложной помощи больниц;
  • викторина в целях проверки знания правил дорожного движения;
  • контроль в области обеспечения безопасности автопарков;
  • развёртывание аналогичных кампаний для общественности в своих населенных пунктах, где функционирует отделение.

С ориентацией на молодежь:

  • молодежные семинары;
  • школьные мероприятия, в том числе обзоры и улучшение среды дорожной безопасности вокруг школ и показы безопасного перемещения в школу и из школы;
  • учебные занятия на детских транспортных площадках;
  • конкурсы фотографий, рисунков, сочинений или иного рода;
  • создание нового мультфильма для детей и молодых взрослых;
  • создание интерактивного веб-сайта.

Для жертв ДТП и лиц, переживших ДТП:

  • помощь в реабилитации жертвам ДТП и лицам, пережившим ДТП;
  • акции памяти и другие церемонии, посвященные жертвам ДТП и лицам, пережившим ДТП, например минуты молчания и церемонии со свечами;
  • объявление мероприятий, запланированных в связи с проведением в наступающем году Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, который ежегодно отмечается в третье воскресенье ноября.

Все группы, организующие мероприятия в связи с началом Десятилетия, могут воспользоваться ими, чтобы привлечь внимание СМИ. Кроме того, они могут обращаться к СМИ с помощью:

  • пресс-релизов и пресс-конференций;
  • ток-шоу на радио или телевидении;
  • открытых писем в печатных СМИ;
  • специальных газетных приложений;
  • теледискуссий.

Другие методы рекламы мероприятий:

  • размещение информации на веб-сайтах;
  • использование социальных сетей;
  • подготовка плакатов, брошюр, листовок и других печатных материалов;
  • устное распространение новостей.

Идеальное стартовое мероприятие

На многочисленных обсуждениях с партнёрами, посвящённых подготовке к Десятилетию, идеальным стартовым мероприятием было названо знаковое ориентированное на СМИ мероприятие региональных представителей «ФАР» с местными главами по транспорту, здравоохранению, представителями внутренних дел, руководителями иных автомобильных учреждений, представителей организаций гражданского общества, знаменитостей, а также жертв ДТП и их семей. Это может быть и просто часовая пресс-конференция, и форум по дорожной безопасности на целый день. Независимо от формата, участвующим следует воспользоваться этой возможностью, чтобы представить общественности региональный план по проведению Десятилетия.

В идеале, вы представляете в своей программной речи план, заявив о приверженности безопасности дорожного движения на протяжении Десятилетия и сообщив о шагах по достижению сформулированных в плане целей. Это должно быть сделано в присутствии региональных гос. служащих и представителей партнёрских организаций, располагающих полномочиями и средствами для претворения в жизнь взятых обязательств, а также представителей СМИ, способных донести их обращения до общественности. Желательно это мероприятие транслировать по телевидению и радио, а также по Интернету. В ознаменование этого события новый глобальный символ дорожной безопасности должен использоваться в виде наклеек, значков, фликеров и прочей агитации. Как отмечалось, идеальное стартовое событие станет просто началом серии действий, которые будут предприняты на протяжении Десятилетия.

3 комментария
А что думаете Вы? »